Изобретения телевизора. Кто и когда изобрел первый телевизор в мире Где было изобретено телевидение

Слово «телевидение» произошло от греческого «теле» (далеко) и латинского «визио» (видение). В нашей стране телевидение прошло огромный путь развития – от механического до электронного и цифрового. Можно утверждать, что ни одно другое средство массовой информации не имеет столь насыщенной и стремительно развивающейся истории.

Сегодня трудно представить, что можно было смотреть изображение не на экране привычного кинескопа, а на вращающемся металлическом диске с отверстиями, через которые свет попадал на установленный напротив фотоэлемент, который превращал его в электрические сигналы. Разложение изображения происходило за счет вращения диска. Быстрое вращение диска позволяло зрителю видеть целую картинку. С этого простого оптико-механического устройства для построчной развертки, изобретенного немецким студентом Паулем Нипковым , и начинается рождение телевидения.

Пауль Юлиус Готлиб Нипков (1860-1940)

Изобретатели, которые внесли свой вклад в развитие телевидения

История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и т. п.

Так, проект первой в мире телевизионной системы передачи изображений на расстояние был предложен в 1880 г. русским ученым, профессором Порфирием Ивановичем Бахметьевым.

Порфирий Иванович Бахметьев (1860-1913)

Схема, предложенная им, позднее легла в основу телевидения. Для передачи изображения на расстояние, как считал ученый, оно должно быть предварительно разложено на отдельные элементы, затем – элементы последовательно переданы и вновь собраны в единое целое. Такую возможную телевизионную систему Бахметьев назвал «телефотографом». Практически реализовать ее в то время не было возможности, отсутствовала материально-техническая база.

В 1900 г. талантливым экспериментатором Александром Аполлоновичем Полумордвиновым была разработана первая оптико-механическая система передачи цветного изображения названная «телефотом». Система стала важнейшим технологическим открытием. Изобретатель получил привилегию, а разработанный им принцип цветопередачи используется до сих пор.

Александр Аполлонович Полумордвинов (1874-1941)

В 1907 г. профессор Петербургского технологического института Борис Львович Розинг , которого весь мир считает основоположником электронного телевидения, после многолетних опытов запатентовал способ «электрической телескопии», то есть передачи изображений на расстояние с помощью электронно-лучевой трубки. Опыты Розинга были продолжением технологии разложения телевизионного изображения на ряд элементов с передачей по каналам связи и вновь их воссозданием принимающей системой. В применении электронных приборов Розинг видел единственно правильный путь реализации телевидения, и задачу эту, считал он, можно решить лишь при помощи электронного пучка. Этот смелый вывод был сделан ученым в то время, когда сама электроника находилась в зачаточном состоянии. Идеи Розинга получили развитие в разработках его ученика Владимира Зворыкина, эмигрировавшего в 1919 г. в Америку и ставшего там «изобретателем американского электронного телевидения».

Борис Львович Розинг (1869-1933)

Однако еще раньше, в конце XIX в., немецкий изобретатель Пауль Нипков придумал основу для механического телевидения. Будучи студентом, он в 1883-1884 гг. создал систему, идея которой заключалась в использовании диска с отверстиями для разделения изображения на отдельные элементы.

Ходят легенды, что первой жертвой его экспериментов стал журнальный столик, в котором Нипков насверлил множество отверстий, размещенных по спирали Архимеда. Следующей жертвой Нипкова стали его скромные сбережения, отданные на покупку патента, который он получил через год, 15 января 1885 г. Этот патент на «электричес кий телескоп» (позже известный как диск Нипкова), который затем будет широко применяться в механическом телевидении, сделал Нипкова знаменитым, а диск – важным элементом так называемого механического телевидения на протяжении нескольких десятилетий (в нашей стране, например, вплоть до начала 1940-х гг.). Но, получив патент на изобретение, молодой исследователь так и не смог разработать свое устройство, и через 15 лет патент отозван из-за отсутствия интереса к изобретению. К этому времени Пауль Нипков работал уже конструктором в институте Берлине и больше не интересовался темой передачи изображений.

Диск Нипкова

Пройдет еще два десятка лет, прежде чем это изобретение будет востребовано. Ученые и изобретатели Англии, Германии, России, Америки интенсивно вели работы по совершенствованию аппаратуры для передачи движущихся изображений. Для реализации идеи передачи изображения необходим был не только механизм развертки, которым стал диск Пауля Нипкова, но и преобразователь световой энергии в электрическую. Светочувствительный прибор-датчик появился в 1888 г. благодаря работам ученого Московского университета Александра Григорьевича Столетова , доказавшего лабораторными опытами возможность преобразования световой энергии в электрическую. Опираясь на это открытие Столетова, в Петербургском технологическом институте Борис Львович Розинг и сделает впоследствии разработки, которые позволят назвать его основоположником электронного телевидения.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Интересно, что Пауль Нипков впервые увидел практическое применение своего изобретения через 40 лет, в 1928 г., на одной из международных выставок достижений радиотехники в Берлине. «Наконец я могу быть спокойным, –поделился он своими впечатлениями от просмотра механического телевизора. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».

Постройка передающего устройства и приемника (с диском Нипкова) активно велась во Всесоюзном электротехническом институте в Москве. Созданная система давала изображение, разложенное на 30 строк (1200 элементов). Профессор П. В. Шмаков так вспоминает первые дни работы аппарата: «Экран со спичечный коробок и передача, которую нам удалось “словить”, – танцующая пара. Она в белом, он в черном. На прощанье она помахала платочком, а он закурил. Был виден дым. Вот и все. Незамысловато, ничего фантастического, но передача преодолела тысячекилометровое пространство, это была маленькая победа человека над пространством, и от одного этого распирало грудь» (Узилевский В. Легенда о хрустальном яйце. Л.: Лениздат, 1965).

Первое опытное телевизионное вещание

Опытное телевизионное вещание с механической системой развертки 30 строк стартовало в 1929-1931 гг. в ведущих странах мира практически одновременно. Формат 30 строк, созданный в Германии, стал фактически международным стандартом.

Газета «Правда» 30 апреля 1931 г. напечатала сообщение: «Завтра впервые в СССР будет произведена опытная передача телевидения (дальновидения) по радио. С коротковолнового передатчика РВЭИ-1 Всесоюзного электротехнического института (Москва) на волне 56,6 метра будет передаваться изображение живого лица и фотографии» (Правда. 1931. 30 апр.). В этой первой публичной телепередаче были показаны сотрудники лаборатории (движущиеся изображения!) и фотографические портреты – без звукового сопровождения, «немые».

После целого ряда опытных сеансов телевизионной связи было решено провести пробные передачи телевизионного вещания. Для этой цели в здание Московского радиотрансляционного узла на Никольской, д. 7, откуда была возможность подачи сигнала на вещательные радиопередатчики и где была оборудована небольшая студия, перенесли аппаратуру из лаборатории Всесоюзного электротехнического института. Первая пробная п ередача состоялась в ночь на 1 октября 1931 г. через радиостанцию Московского совета профсоюзов. Не известно сколько телевизоров принимало ее в тот момент, но современники утверждали, что их было не менее десяти. Передачи стали регулярными. Содержательная сторона этих передач специально не готовилась, это была самодеятельность. А выступать приходилось в темной студии, которая освещалась «бегущим лучом», создаваемым светом мощной кинолампы, закрытой вращающимся диском Нипкова.

Первая отечественная телепередача

Сведения о первой вещательной телепередаче 1 октября 1931 г. попали в центральные газеты и эта дата считается официальной датой начала отечественного телевизионного вещания.

Передачи, адресованные радиозрителям, как тогда называли тех, кто принимал телевизионные передачи, велись на основе твердой программы. Правда, телевизоров было очень мало. Размер экрана не превышал размера спичечного коробка. По нынешним понятиям техника телевидения начала 1930-х гг. выглядит крайне скромной, но именно тогда, в 1931 г., телевидение стало практической реальностью и в этом неоценимая заслуга первопроходцев.

Первый в стране комплект телевизионного оборудования, посредством которого из аппаратной Московского радиовещательного узла шли передачи, был создан выдающимся ученым Павлом Васильевичем Шмаковым . Кстати, ему принадлежит идея использования в качестве ретранслятора самолета, летающего между пунктами передачи сигнала и приема. Эта идея ученого получила свое развитие во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 г. и при встрече первого космонавта Планеты Юрия Гагарина в 1961 г.

Павел Васильевич Шмаков (1885-1982)

Механическое телевидение в короткое время получило широкое распространение и стало доступно всем. Передачи принимались радиолюбителями в Томске, Нижнем Новгороде, Одессе, Смоленске, Ленинграде, Киеве, Харькове.

Благодаря тому, что телевидение в нашей стране началось как механическое, идею «видения на расстоянии» удалось распространить гораздо быстрее и шире, чем это позволило бы сделать телевидение электронное.

Так как п ередачи механического телевидения ведутся на средних и длинных волнах, их можно принимать всюду, и телецентр в Москве мог охватить практически всю территорию СССР. Передачи же электронного телевидения могут вестись лишь на ультракоротких волнах, которые распространяются только в пределах прямой видимости от антенны передатчика до антенны приемника. Поэтому, если бы советское телевидение начиналось как электронное, интерес к нему могли бы проявлять только жители Москвы и пригородов. Разумеется, такая ограниченность зоны действия телецентра не имела бы возможности широкого распространения идеи телевидения. Интерес к телевидению, разбуженный первыми опытными передачами, стимулировал рост общественной потребности в нем.

Чтобы покрыть огромную территорию страны телевизионным вещанием, нужно было либо построить достаточное количество программных телецентров, либо связать города и села сетью кабельных или радиорелейных линий. Развитие советского телевидения в 1950-е гг. пошло по первому пути.

У механического телевидения был один существенный недостаток – очень низкое качество изображения. На столь маленьком экране другого и быть не могло. Чтобы увеличить экран до размера средней фотографии (9 х 12 см), диск в телекамере должен был быть более двух метров в диаметре. Примерно 20 лет электронное и механическое телевидение конкурировали друг с другом, и только к началу 1940 -х гг. последнее вынуждено было уступить дорогу более совершенной и перспективной системе.

В большинстве развитых стран опытные телевизионные передачи через электронные системы ТВ, которые в итоге отодвинули механическое телевидение в сторону, начались в период с 1936 по 1940 г.

Передачи механического телевидения из Москвы прекратились в декабре 1938 г. с запуском нового телецентра на Шаболовке, основанного уже на электронных принципах.

10 мая 1932 в Ленинграде на заводе «Коминтерн» была произведена первая партия советских телевизоров – 20 пробных экземпляров устройства с названием Б-2.
Это дало начало отечественному производству телевизионных приемников, которое имело периоды взлета и падений, успехов и неудач. И сегодня мы расскажем про 10 самых известных, легендарных телевизоров советской эпохи, некоторые из которых до сих пор работают по прямому назначению…
Телевизионная приставка Б-2
1. Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.


2. Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.
Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.
КВН-49


3. В конце тридцатых – начале сороковых годов в Советском Союзе выпускалось сразу несколько моделей электронных телевизоров, частично по американской лицензии, частично собственной разработки, но массовым продуктом они так и не стали – помешала Великая Отечественная война. А первым по-настоящему «народным» аппаратом стал КВН-49.


4. Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.
КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.
Рубин-102


5. В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.


6. Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.
Рубин-714


7. Но все-таки название «Рубин» у нас ассоциируется, в первую очередь, с телевизионным приемником Рубин-714. Он не был первым советским цветным телевизором, но стал одним из самых массовых в стране – за девять лет в 1976-1985 годах было выпущено 1 миллион 443 тысяч экземпляров, из которых 172 тысячи ушло на экспорт.


8.
Рассвет-307


9. Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.


10. Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.
Рекорд В-312


11. Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.


12. Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.
Горизонт Ц-355


13. А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.


14. Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.
Весна-346


15. Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).


16. Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.
Электрон Ц-382


17. Еще одним легендарным производителем телевизоров в УССР был львовский завод «Электрон». В восьмидесятых годах он выпустил сразу несколько популярных на весь Советский Союз моделей цветных телевизоров, самой массовой из которых считается Электрон Ц-382.


18. Электрон Ц-382 выделялся среди других советских телевизоров той эпохи хорошим качеством изображения, высокой надежностью, стильным дизайном и низким потреблением электричества. В том числе, благодаря успеху этой модели, каждый четвертый телевизор в СССР в восьмидесятых годах был производства концерта «Электрон».
Завод «Электрон» и сейчас производит телевизоры под собственной маркой. Правда, их популярность куда меньше, чем в советские времена.
Ровесник


19. Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.


20. Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.

Нам трудно представить свою жизнь без телевидения. Даже если мы его не смотрим, оно все равно составляет важнейшую часть нашей культуры. Между тем этому изобретению чуть более 100 лет. Телевидение, история возникновения и развития которого укладывается в такой небольшой по меркам истории период, радикально изменило наше общение, отношение к информации, наши государства и культуру.

Изобретение

История изобретения телевидения длится почти 100 лет. В отличие от радио, которое было открыто одномоментно двумя людьми в разных точках мира, телевидение - это сложное, поэтапное создание технологии. Каждая страна имеет собственную версию истории открытия телевидения, в которой делает акцент на участии своих ученых в этом процессе. Это объясняется тем, что технология создавалась целыми коллективами в виде решения отдельных технических задач. Чтобы не вдаваться в технические тонкости, назовем основных инженеров, причастных к этому событию.

У истоков стоит Уиллоуби Смит, изобретший фотоэффект в селене. Следующий этап открытия связан с именем русского ученого который запатентовал электрический способ передачи изображений. Также вклад в открытие сделали П. Нипков, Д. Бэрд, Дж. Дженкинс, И. Адамян, Л. Термен, которые независимо друг от друга в разных странах создают передатчики для трансляции изображений. Следующий виток развития технологии связан с появлением электронного телевидения. М. Дикман и Г. Глаге зарегистрировали создание трубки для передачи изображений. Но первый патент на технологию, которая и сегодня используется в телевизорах, был получен Борисом Розингом в 1907 году. Далее целая плеяда ученых работала над усовершенствованием технологии. И в 1931 году инженер В. Зворыкин создает иконоскоп, который и считают первым телевизором. На основе этого изобретения Ф. Фарнсуот создает кинескоп. Так история создания телевидения кратко и выглядит.

Принципы работы

В 1928 году с началом регулярного вещания начинается настоящая история возникновения телевидения. Улисс Санабриа впервые использовал радиоволны для передачи изображения и звука. Принцип работы телевидения заключается в особой проекции изображения на светочувствительную пластину в электронно-лучевой трубке. Долгое время история телевидения была связана с усовершенствованием этой трубки, это приводило к повышению качества картинки и к увеличению экранной поверхности. Но с появлением цифрового вещания принцип изменился, теперь кинескоп с лучевой трубкой стал не нужен. В нем используется совершенно другой способ передачи изображения. Оно кодируется и передается с помощью цифровых каналов и через системы интернета.

Виды телевидения

Долгая история развития телевидения привела к тому, что сформировались многочисленные его виды. Во-первых, оно делится на черно-белое и цветное. До 1950 года все телевизоры показывали только черно-белую картинку. Два стандарта цветного телевидения: NTSC и SECAM - действуют во всем мире до сих пор. Также телевидение можно разделить на платное и бесплатное. В каждой стране существует набор каналов, которые может смотреть любой обладатель телевизора. Но также существуют каналы, сигнал которых можно увидеть только за деньги. Формы оплаты могут быть разными, но доля такого телевидения неуклонно держится на цифре 30 % от всего рынка.

По способу передачи сигнала телевидение может делиться на:

  • эфирное, в этом случае телеприемник получает сигнал с телевизионной вышки, это самый привычный и распространенный способ вещания;
  • кабельное, в этом случае сигнал идет от передатчика по кабелю, присоединенному к телевизору;
  • спутниковое - сигнал передается со спутника и улавливается специальной антенной, которая передает изображение на специальную приставку, подключенную к телевизору;
  • интернет-телевидение, в этом случае сигнал передается через Сеть.

По способу кодирования информации телевидение делится на аналоговое и цифровое. Второе отличается более высоким качеством благодаря новейшим стандартам кодирования и передачи.

Функции телевидения

Телевидение давно уже стало важным социальным феноменом, у него есть немало значимых функций. Благодаря своему огромному охвату, доступности и убедительности, телевидение является важнейшим Именно телевидение является действенным инструментом распространения информации среди большей части населения.

Таким образом, история телевидения кратко может быть описана словом «информирование». Вторая по важности функция - это не напрасно политики и реклама так стремятся попасть в телевизор, именно этот канал позволяет убедить человека в правильности той или иной точки зрения и воздействовать на его поведение. Также телевидение выполняет культурно-просветительскую функцию. Оно транслирует и ценности, распространяет общественно одобряемые стандарты, оно передает человеку знания, формирует у него критерии оценки событий и явлений. Телевидение также способно выполнять интегративную функцию, так как может объединять людей в определенные сообщества. Как и все СМИ, телевидение выполняет воспитательную функцию: оно рассказывает о том, что есть добро и зло, задает моральные нормы и ценности. И, конечно же, телевидение выполняет развлекательную функцию, оно помогает человеку расслабиться, получить удовольствие от просмотра телепередачи.

Виды телевизионных передач

Вся история телевидения - это путь поиска новых форматов телевизионных программ. Каналы борются за зрителя и поэтому вынуждены создавать все новые разновидности. Современный телевизионный контент можно разделить на следующие виды:

  • Развлекательные передачи . Телевидение для многих людей является основным средством проведения досуга, поэтому каналы стараются предложить самые разные развлекательные передачи для различных групп зрителей.
  • Информационные передачи . История появления телевидения связана в первую очередь с необходимостью распространять информацию, и до сих пор многие люди включают телевизор для того, чтобы узнать новости и получить дополнительные сведения о явлениях и фактах.
  • Информационно-развлекательные программы . Сочетание двух важнейших функций позволяет заинтересовать большее количество зрителей, и поэтому продюсеры стараются совместить два формата в одном виде программ.
  • Образовательные передачи . Эти передачи направлены на углубление и расширение знаний по каким-либо вопросам. Они предоставляют зрителям полезную информацию, позволяют узнать что-то новое и расширить свой кругозор.
  • Социально-активизирующие передачи . Этот контент направлен на мобилизацию зрителей, вовлечение их в какую-либо общественно значимую деятельность, например, выборы.

Появление и развитие телевещания в мире

В 1928 году начала свою работу первая телевизионная станция. Улисс Санабриа впервые начал передавать изображения и звук по частотам своей радиостанции. Но начать регулярное вещание не было возможности их-за Великой депрессии. Массовая история телевидения с регулярным вещанием начинается в 1934 году в Германии. Немецкая телекомпания RRG впервые в истории вела трансляцию с Берлинской олимпиады по телеканалу. В 1936 году регулярное вещание было установлено в Великобритании. Чуть позже телекомпании возникают в США и СССР.

В 1950 году США впервые вводят новый стандарт цветного телевидения, почти мгновенно эта тенденция была подхвачена во всех развитых странах. В 1967 году Европа и СССР вводят свой стандарт цветного телевидения. Постепенно формируется телевизионная культура, нарабатывается система жанров, создаются архивы программ, появляются профессиональные тележурналисты и ведущие. Во второй половине 20-го века телевидение стало массовым, оно существовало почти в каждом доме Земли.

История развития телевидения кратко может быть описана как стремление к мировому господству. Телевидение всегда соревновалось с кинематографом, театром, массовыми зрелищами, но в итоге заняло свою нишу в современной культуре, не выиграв, но и не проиграв состязания.

Приход телевидения в Россию

История развития телевидения в России начинается с запозданием по сравнению с остальными развитыми странами. Этому помешала Вторая мировая война, которая поставила другие, более актуальные, задачи перед государством. Регулярное вещание начинается в 1931 году, когда запускается транслятор на средних волнах. Сначала его принимают лишь 30 механических телевизоров, позже русские мастера начинают изготавливать самодельные приемники. В 1933 году начинается выпуск приставок к радиоприемнику «Б-2» для приема отечественного телесигнала. В 1949 году начинается серийный выпуск отечественных телевизоров КВН. В 1951 году создается Центральное телевидение Гостелерадио СССР. В 1959 году проводятся эксперименты по запуску цветного вещания. В 1965 году СССР запускает первый спутник, который позволяет транслировать телевизионный сигнал на всю территорию страны.

Массовая история телевидения в России начинается в 1951 году, когда начинает работать центральная студия. Советская власть со всей серьезностью отнеслась к созданию телекомпании, понимая ее гигантские возможности по воздействию на умы населения страны. Поэтому к организации работы студии правительство подошло основательно, в ней открыли несколько тематических редакций: общественно-политическую, для детей и молодежи, музыкальную, литературно-драматическую. Через год появилась Ленинградская студия телевидения. Обе телестудии подчиняются Министерству культуры СССР.

До 1965 года вещание велось только в Москве и Ленинграде. Во второй половине 50-х годов появляются телевизионные студии во многих регионах, они снимали сюжеты для центральной студии. В конце 60-х годов вещание начинает распространяться на европейскую территорию, а с 1965 года - на всю страну. Постепенно появляются новые редакции: «Последние известия», «Первая программа», «Московская программа», «Образовательная программа» и т. д. Расширяется время вещания, со временем появляются новые каналы. Происходит разделение по цифрам, на первой цифре вещает Центральная студия, на второй идут местные программы. В начале 80-х годов появляются республиканские телестудии. Центральное телевидение начинает запускать несколько дублей для разных регионов.

Новое телевидение России

С перестройкой меняются подходы к работе телевидения, появляется возможность организации независимых телекомпаний. История создания телевидения нового формата начинается с возникновения телекомпании «ВИД». Ее организуют молодые журналисты В. Листьев, А. Любимов, А. Разбаш, Д. Захаров. Телекомпания начинает создавать различные продукты и продает их новым телевещательным компаниям. В 1989 году начинается акционирование существующих телестудий, появляются новые организации: «Останкино», ВГТРК, «Петербург - 5 канал». Между ними распределяются основные частоты, небольшие телекомпании начинают снимать для них различные программы. В 1996 году начинается бурный рост новых телекомпаний самого разного масштаба, от крупных, например НТВ и Рен-ТВ, до самых маленьких, городского уровня. Такое разнообразие приводит к тому, что в эфире появляется много программ самого разного вида: от политических до развлекательных. В стране растет количество телевизионных профессионалов, телевидение становится экономически выгодной сферой деятельности.

С 2006 года начинается четкое разделение на государственное и коммерческое телевидение, между которыми идет интенсивная конкурентная борьба за зрителя. Сегодня в России действует около 3200 телекомпаний, которые создают продукт для всех групп зрителей.

Коммерческое телевидение в России

История российского телевидения повторяет историю всей страны. Поэтому, когда СССР распался и возникает государство с новыми экономическими и политическими принципами, телевидение вынуждено также изменяться. Так, появляется коммерческое телевидение, которое, кроме перечисленных ранее функций, преследует цель извлечения экономической прибыли. Коммерциализация телевидения приводит к появлению рекламы, которая и является источником финансов. Также возникает сегмент платного телевидения, к которому относят кабельное, спутниковое и интернет-телевидение.

В России этот процесс идет чрезвычайно медленно, большая часть населения не готова платить за телевизионный продукт, а коммерческие каналы не могут предлагать много уникального контента, который бы составил конкуренцию бесплатному телевидению. Дополнительную сложность развитию платного телевидения принес интернет, в котором россияне бесплатно могут получить почти любую информацию. Однако можно увидеть, что постепенно жители России привыкают к таким услугам, как кабельное и спутниковое телевидение, которое за небольшую сумму приносит в дом большое количество каналов.

С большим трудом, но формируется и чисто коммерческое телевидение, которое существует только за счет продажи своего телепродукта. Таким примером является, например, независимая телекомпания «Дождь», которая существует за счет продажи подписки на свой канал и привлекает зрителей уникальными авторскими программами. История создания телевидения на платной основе на Западе имеет гораздо более успешную историю. В России, однако, пока коммерческое телевидение старается существовать за счет рекламодателей, привлекая большое количество зрителей на бесплатной основе.

Цифровое телевидение

Вся история телевидения связана с развитием технического прогресса. Он влияет на изменение технологии передачи изображения и обусловливает появление новых видов телевидения. Так, с возникновением цифровых технологий появляется и соответствующее телевидение. Существует несколько вариантов передачи цифрового сигнала: кабельное, спутниковое и эфирное. Новейшие технологии позволяют телеприемникам со специальным декодером принимать наравне с аналоговым и цифровой сигнал. Цифровая технология позволяет быстро на любые расстояния транслировать изображение высокой четкости. В зависимости от типа кодировки существует несколько мировых стандартов: европейский, японский и американский. Главные преимущества цифрового телевидения перед аналоговым заключаются в следующем:

  • уменьшение помех при передаче сигнала;
  • увеличение передаваемых программ в одном частотном диапазоне;
  • повышение качества передаваемого изображения и звука;
  • возможность интерактивного взаимодействия со зрителем, он может выбирать время просмотра, пересматривать программы, заказывать определенный контент;
  • возможность передачи дополнительной информации, кроме телевизионных программ.

Сегодня во всем мире быстро идет замена аналоговых передатчиков на цифровые. В России также принята программа замены аналогового вещания на цифровое, уже сегодня все основные каналы передают два вида сигналов, но постепенно будет уменьшаться количество аналоговых каналов. Со временем, когда все зрители заменят телеприемники в своих домах на современные, сойдет на нет.

Современные тенденции развития телевидения в мире

С телевидения меняет свой вектор. Сегодня каждая крупная телекомпания создает электронную версию канала, где можно увидеть телепередачи, оставить комментарии, сделать какие-то заявки. Телевидение меняет модель взаимодействия со зрителями, теперь каналы постоянно стремятся вовлекать зрителей в коммуникацию. И очевидно, эта тенденция будет только развиваться. Зрители уже имеют возможность оставлять комментарии, голосовать, задавать вопросы героям программ. Видимо, в скором будущем утратит актуальность сетка вещания, каждый зритель будет формировать свою сетку по запросу. Современный зритель все больше становится потребителем, и его интересы и дальше будут определять форму подачи информации на телевидении. Тенденция интеграции телевидения с электронными СМИ будет, видимо, только нарастать. Телевизор станет не только приемником телеконтента, но и многофункциональным устройством.

Перспективы развития телевидения в России

Современная телевидения движется в том же направлении, что и общемировая. В 2004 году в России впервые был осуществлен доступ к оптико-волоконному способу передачи телевизионного сигнала. Так открылась новая эра интернет-телевидения. Сегодня телекомпании испытывают сильное давление электронных СМИ, которые привлекают зрителей, особенно молодого возраста. Поэтому очевидно, что история телевидения в России будет развиваться в соперничестве и сотрудничестве с интернетом. Сегодня 99 % домохозяйств охвачены телевещанием, но намечается тренд отказа от телевизоров, особенно в молодых семьях столичного региона. Видимо, существующее многообразие телекомпаний немного снизится за счет перекочевавших в интернет, будет усиливаться специализация компаний, интенсивнее станет разделение на вещательные и производящие компании.

Телевизор сегодня никак нельзя назвать предметом роскоши, как это было еще лет 50 назад. Это устройство есть сейчас в каждом доме. Вокруг него по вечерам и по выходным собирается вся семья, и это - настоящий центр развлечений и получения самой актуальной информации о событиях в стране и в мире. Этот предмет интерьера стал настолько привычным, что кажется, словно он существовал всегда. Но это достижение научно-технического прогресса имеет свою историю появления. Не лишне было бы отметить имена его создателей и вспомнить долгий путь его развития.

История открытия телевизора

Появлению телевизора предшествовало несколько очень важных и интересных событий в мире науки и техники. Именно они и сделали возможным это изобретение, совсем скоро ставшее очень важным достижением, полностью преобразившим нашу жизнь.

Перечислим только самые важные открытия в науке, которые повлияли на создание этого устройства:

  • создание теории световых волн - вошедший в историю физик Гюйгенс сумел разобраться в природе света;
  • открытие электромагнитных волн - Максвелл;
  • обнаружение возможности влиять на параметры электрического тока, изменяя сопротивление - именно это открытие ученого с популярным именем Смит связано с самыми первыми опытами создания телевизионных систем;
  • открытие влияния света на электричество - Александр Столетов.

Кстати, именно Столетову принадлежит честь создания «электрического глаза» - так в то время называли прототип современного фотоэлемента. Правда, фотоэффект первым открыл Генрих Герц, но он так и не смог придумать, как можно использовать это явление на практике. Сделал это за него Столетов, потому его и считают первооткрывателем.

Важно вспомнить и о том, что было изучено (примерно в то же время), как свет влияет на химический состав некоторых веществ. Как следствие, был открыт фотоэффект, и ученому сообществу стало ясно, что картинку можно не только «нарисовать», используя электромагнитные волны, но и передать на некоторое расстояние. А подстегивало интерес ученых и техников изобретение радио, которое в то время уже стало известным. Теперь уже ничто не могло помешать прогрессу. Создание первого телевизора было предопределено.

Говоря о том, кто изобрел телевизор, ставший через некоторое время самым популярным и важным средством распространения и получения информации, нельзя назвать какое-либо одно имя - в его создании участвовало очень много людей.

А началось все с работы немецкого техника Пауля Нипкова, который создал в 1884 году приспособление, выполняющее построчное сканирование любой картинки, которую можно было передать на экран в виде оптико-механической развертки. Устройство было механическим и получило название «диск Нипкова». Именно на его основе и был сконструирован первый электромеханический аппарат, который уже можно назвать телевизором. Телевизионные системы, работающие на основе диска Нипкова, были известны до 30-х годов двадцатого столетия.

Самый первый кинескоп создал Карл Браун. Он получил название «трубка Брауна» и стал прототипом современных кинескопов, использовавшихся вплоть до появления жидкокристаллических и плазменных панелей.

Говоря о первом устройстве, которое уже можно назвать телевизором, необходимо вспомнить имя шотландца Джона Берда. Он создал механический аппарат, работающий на основе диска Нипкова и запустил его в производство. Берд оказался весьма предприимчивым человеком, и его корпорация процветала при полном отсутствии конкурентов. Правда, его телевизоры не имели звука, но, несмотря на это, пользовались заметной популярностью. Сигнал передавался на довольно большое расстояние - в 1927 году была организована связь между Лондоном и Глазго на расстоянии около 700 километров. Тем не менее, будущее телевидения было за изобретенной Брауном электронной трубкой.

Кто изобрел современный телевизор

После своего появления трубка Брауна не получила распространения. Однако через несколько лет ею заинтересовался российский ученый Борис Розинг, в 1907 году запатентовавший подобный прибор. В его системах не было механических частей, а потому их можно назвать первыми полностью электронными приборами.

А датой появления первого телевизора с иконоскопом (так трубку называл его создатель Владимир Зворыкин, ученик Розинга) считают 1933 год. Телевизор был собран в американской лаборатории ученого, который покинул Россию после революции. Именно Зворыкину и принадлежит честь называться создателем современного телевизора. В массовое производство телевизор Зворыкина поступил в 1939 году. Аппарат имел экран размером 3х4 см.

Первое устройство, заменившее механический диск Нипкова, было создано американцем Франсуортом Фило Тейлором и было названо диссектором изображения. Устройство сканировало изображение наподобие диска Нипкова и делило его на электрические сигналы, которые уже можно было передавать. Он же построил первую полностью электронную систему, которая была представлена общественности в 1934 году.

После этого ряда изобретений опыты по созданию и развитию телевизионных систем распространились по всему миру.

Цветной телевизор


Поначалу перед учеными и техниками стояла задача в передаче картинки. Естественно, первые более или менее качественные изображения были переданы в полутонах, о передаче цвета мало кто задумывался. И все же идея передачи на расстояние цветной картинки не оставляла умы ученых и техников. Самые первые опыты проводились еще в то время, когда на рынке господствовали механические приемники Берда. Первые исследования представил ученому сообществу Ованес Адамян. В самом начале XX века он запатентовал устройство, работавшее в двух цветах.

В 1928 был представлен первый аппарат, который был способен передавать цветное изображение последовательно за тремя цветными фильтрами. Это устройство и стало прообразом современного полноцветного телевизора.

Настоящий прогресс в этой области начался после Второй мировой войны. Все ресурсы стран были задействованы на восстановление пострадавшей в ходе войны экономики и на улучшение качества жизни населения. Для передачи изображения начали использовать волны в дециметровом диапазоне.

Основой для дальнейших исследований в этой области стала американская система «Тринископ», которая была представлена общественности еще в 1940 году. Она работала на основе трех кинескопов, каждый из которых принимал только предназначенный для него цвет. В итоге получалась цветная картинка.

После этого прогресс в области цветного телевидения остановить было невозможно.

Создание телевизора в СССР

Советский Союз несколько отставал от других передовых стран в области создания телевизора и исследований в части передачи изображения. Этому способствовали, в частности, сложности в экономике страны, порожденные Великой Отечественной войной.

Первые опыты передачи телевизионного изображения состоялись ещё в 1931 году. Самый первый телевизор был собран на диске Нипкова. Выпускался он на Ленинградском заводе «Коминтерн» и представлял собой не самостоятельное устройство, а приставку, которую нужно было подключать к радиоприемнику. Телевизор имел экран размером 3х4 см.

Инженеры во всех уголках страны собирали устройства самостоятельно. Для этого в журнале «Радиофронт» даже была опубликована подробная инструкция. Процесс сборки был предельно прост, так что первые телевизоры этого вида появились и в советских семьях.

Как появилось первое телевидение

Более или менее регулярное телевещание появилось в СССР в 1931 году после запуска транслирующей станции на средних волнах. Сигнал поначалу принимали всего три десятка механических устройств, но аудиторию существенно расширили «самоделки». Вот основные вехи развития телевидения в СССР:

  • 1949: освоение выпуска массовых телевизоров КВН с электронно-лучевой трубкой;
  • 1951: создание Центрального телевидения Гостелерадио;
  • 1959: эксперименты с цветным телевещанием;
  • 1965: первый спутник, транслирующий сигнал на всю страну.

Телестудии начали появляться не только в Москве, но и в других крупных городах страны. Появился целый спектр телепрограмм самой разной направленности. Промышленность выпускала все более современные телевизионные приемники. И все это привело к появлению современного телевизионного окружения, которое мы имеем сейчас.

Советское телевидение начало свою деятельность в 1931 году, именно тогда впервые прошла телевизионная трансляция. Но это было черно-белое телевидение.

Давайте узнаем, в каком году на прилавки был выставлен первый цветной телевизор в СССР, и выясним, какой марки он был. А это Рубин-401. Первый цветной телевизор Советского Союза. Он был выпущен в 1967 году и и работал по французской технологии SECAM.

Хотя экспериментальные разработки начались гораздо раньше, а тестовые телевизоры были продемонстрированы в 1951 году.

Краски были блеклые, и посмотреть трансляцию можно было в затемненном помещении. Но со временем размеры экрана заметно увеличились, а также улучшились показатели четкости и контрастности.

Все началось с производства простых агрегатов. Советские конструкторы завода Комитерн представили тестовый черно-белый вариант Б 2 . Приемник был оборудован специальной пластиковой линзой.

А название цветного телевизора, сконструированного в Штатах, было CBSRX – 40. Он был механическим. Это было компактное изделие, и размер любой из сторон не превышал 14 см. В Америке такая техника не сразу стала популярной. Многое зависело от того сколько стоил телевизор, так как первые разработчики хотели очень дорого продать свое изобретение.


Советский Союз старался ни в чем не уступать Штатам. И поэтому появление новой техники в двух странах происходило практически одновременно. Этапы производства цветных телевизоров:

  1. В 1950 году был придуман кинескоп с электронными пушками, которые располагались под определенным углом по отношению друг к другу. Прибор был оснащен электронной вариацией развертки. Из пушки появлялись три луча и накапливались в маске. Затем они проникали на экран, где и светились разными цветами.
  2. В 1954 году фирма Westinghouse в Америке предложила для продажи Н840СК15. Из 500 аппаратов было продано всего лишь 30, так как цена была достаточно большой – 1295 долларов.
  3. Серийное производство в Штатах запустили в 1954 году. Модель RCA CT-100 была оснащена экраном в 12 дюймов. Было распродано 5 тыс. экземпляров по цене 1 тыс. долларов. Затем появились экраны, 15, 19 и 20 дюймов.
  4. В 1965 году создали модели Темп и Радуга.

В 70- е годы в Америке начали появляться всевозможные передачи, оформленные в цвете. Это позволило заметно снизить стоимость. А в 1967 году в СССР также можно было посмотреть передачу в цвете стандарта Secam.
После Рубина 401 был произведен Рубин 714. В основе такой техники были лампы. Модель 714 отличалась большим экраном. Значение диагонали достигало 60 см. Этот аппарат не был удобным из – за большого веса.

В СССР были популярны следующие модели:

  1. Модель Б 2 1931 года. Выпуск в больших масштабах продолжался с 1933 до 36 года. Параметры экрана были – 16*12 мм. Изначально это был не обычный прибор, а приставка, которая соединялась со специальным радио, работающим в диапазоне средних волн.
  2. В конце 30 – х годов в СССР применяли и американские технологии. Несколько моделей пытались создать по лицензии Штатов. Но в производство их не запустили, так как помешала война.
  3. Особой любовью народа пользовался легендарный КВН – 49, именно в честь него была названа известнейшая передача. Его разработали в НИИ города Ленинграда. Он приобрел популярность, благодаря нестандартной навесной линзы, увеличивающей картины.
  4. В 1957 году стали делать технику под общим наименованием Рубин. Прибор Рубин 102 мог демонстрировать до 12 телеканалов. В нем были предусмотрены разъемы под магнитофонные устройства. Востребованной моделью стал Рубин 714.
  5. Рассвет 307 известен еще большей популярностью. Всего было реализовано 8 млн. моделей. Черно-белое оборудование начало производится с 1975 года.
  6. К другим известным вариантам стоит отнести Рекорд в 312.
  7. Телевизор Горизонт выпускали на заводе радио оборудования с 80- х годов, в городе Минске. Подобный агрегат был дефицитным товаром.
  8. Превосходную технику предлагал потребителям завод Электрон. В 80- годы на его территории производился Электрон Ц 382, который отличался великолепной четкостью картинок, хорошими техническими показателями и современным оформлением.

Как был изобретен телевизор

Попытки произвести телеприемник начались еще в 19-ом столетии механиком Паулем Нипковым. Возможность передавать картинки на значительные расстояния возникла в 1880 году.

В тот период модели были электромеханического типа. Нипков сконструировал специальный диск, который позволял сканировать картинки.
Затем в 1895 году Карл Браун из Германии создал кинескоп, который известен как – трубка Брауна.

Ученый недооценил свое детище, но в 1906 году другой ученый Макс Дикманн приобрел патент на данную трубку и задействовал ее для трансляции картинки. Через год он создал телевизионный приемник, имеющий экран 30*30 мм и с разверткой – 10 кадров в минуту.

В 1920- х годах Джон Лоугги Брэд из Британии применил диск Нипкова для создания механического устройства, которое могло работать без звуков, но предоставляло полноценную картинку без искажений.

Он смог транслировать кадры с применением светофильтра разного цвета.
Первый опыт телевизионной передачи совершил Розинг Борис Львович. Это было сделано в 1911 году. Данная разработка являлась телеприемником электронного типа.

У него получилось создать картинку на экране кинескопа. Через 17 лет ученик изобретателя Владимир Зворыкин в США придумал агрегат с механическим вариантом развертки.

В 1923 году ему был выдан патент на конструкцию. Это было телевидение, базирующееся на электронной технологии. Выпуск техники, оснащенной электронно – лучевой трубкой был запущен в Америке, в конце 30- х годов.
Интенсивными темпами развивалось телевидение в Союзе. В 1932 году были сделаны экземпляры на пробу -Б 2.

Это был механизм с простейшим строением и с небольшим экраном, размером 3*4 см. Производство телевизионных аппаратов в СССР началось на год ранее, чем в США – в 1938 году.

Была сконструирована модель АТП 1, в корпусе которой находилось 9 электронных ламп. Выпуску более усовершенствованной конструкции помешала война.
Что касается цветных телевизоров. В 1940 году ученые из Америки представили систему Тринископ, в которой картинки от трех кинескопов комбинировались с цветами люминофорного свечения. В СССР такие разработки были начаты в 1951 году.

Как назывался первый телевизор в СССР

Если не касаться тестовых разработок, то первым серийным цветным телевизором был Рубин 401. Но еще до него на заводе Козицкого был создан аппарат Радуга, а на радиозаводе в Москве – Темп 22.

Их было сконструировано примерно 4 тыс. штук, но для продажи их не предоставили.

Первая передача в цветном оформлении для всеобщего просмотра была произведена 7 ноября в 1967 году, благодаря договоренностям, оформленным между Францией и Советским Союзом. Французская технология называлась Segam.
Потребители особенно полюбили марку Рубин 714 с большой диагональю.

Уже к концу 80- х в СССР было реализовано более 50 млн. телевизоров. В это время изобретатели работали над новыми моделями техники.
Вот как были устроен телевизионный аппарат в это время:

  1. Внутри корпуса в левой части располагался основной блок с настройками, канал для радио, трансформатор.
  2. Справа помещались развертки с лампами.

Устройство было рассчитано на метровый диапазон. Для дециметровых каналов была создана специальная приставка. Затем были произведены СКД блоки.

Новым этапом в создании цветных телевизоров стал переход на транзисторы, которые собирались из микросхем.